Классификация по видам
По видам выделяют мотивы:
- социальные и познавательные (когнитивные),
- побудительные и смыслообразующие,
- внешние и внутренние,
- осознанные и неосознанные,
- реальные и мнимые.
Внешние мотивы исходят от педагогов, других лиц, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий, принуждений. Они действуют, но их действие встречает внутреннее сопротивление личности и поэтому не может быть названо гуманным. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом - во внутренних мотивах. Необходимо, чтобы обучаемый сам захотел что-то сделать и сделал это. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения (внешнему нажиму), а мотивам учения (внутренним побудительным силам).
Осознанные мотивы выражаются в умении учащегося рассказать о причинах, побуждающих его к действию, выстроить побуждения по степени значимости.
Неосознанные мотивы лишь ощущаются в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, но в то же время они могут быть сильными.
Реальные мотивы осознаются обучаемыми и их преподавателями.
Мнимые (надуманные, иллюзарные) мотивы могли бы действовать при определённых обстоятельствах.
Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.
Классификация по уровням
- широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус);
- узкие социальные (или позитивные) мотивы (стремление занять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное
вознаграждение за свой труд);
- мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в группе);
- широкие познавательные мотивы (проявляются как ориентация на эрудицию,
реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности);
- учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний);
Классификация по направленности и содержанию
- социальные (социально-ценностные),
- познавательные,
- профессионально-ценностные,
- эстетические,
- коммуникационные,
- статусно-позитивные,
- традиционно-исторические,
- утилитарно-практические (меркантильные).
Литература
- Мотив и мотивация: восемь основных проблем / Х. Хекхаузен // Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 33-48.)
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 362с.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия. - 1999. – 450с.