Фокус-группа


Статья не относится к какой-либо рубрике.
Эта версия утверждена и является самой последней
Метод «фокус–групп» (Focus group) – метод качественных исследований, когда небольшую группу людей (6-12 чел.) просят сосредоточиться (сфокусироваться) на том или ином вопросе и обсудить его с ведущим дискуссию (модератором) в формате глубинного интервью.

Цели использования и суть понятия

Исследование заключается в проведении глубинного интервью с представителями целевой аудитории. Во время интервью исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов.

История возникновения

Метод фокус-групп пришел в маркетинг из двух несвязанных с ним областей – пропаганды и психотерапии. Впервые был описан в книге Р.Мертона, М.Фиске и П.Кендалла «Фокусированные интервью. Проблемы и методы» (1956), посвященной анализу пропагандистских материалов времен Второй Мировой войны. Кроме того, в 50-60-х годах ХХ века особую популярность приобрела гуманистическая психология К.Роджерса, для которой групповая психотерапия была основной психотерапевтической техникой. Использование этого опыта впоследствии оправдало себя в маркетинге.

Основные правила и ошибки проведения фокус-групп

  1. Фокус-группы проводятся под руководством модератора и его ассистентов (по мере надобности), обладающих навыками
  2. На фокус-группе не должно быть специалистов в области маркетинга, рекламы, журналистов.
  3. На фокус-группе не должно быть людей, знакомых между собой. Это нарушает ход дискуссии и искажает данные.
  4. В течении обсуждения не должен выделяться явный лидер, забивающий всех остальных. Грамотный модератор должен уметь «притушить» активность такого человека, не мешая ему при этом высказывать свое мнение.
  5. Модератор должен уметь задавать "модельное поведение" участников.
  6. На фокус-группах категорически нельзя подсказывать и задавать наводящие вопросы.
  7. Метод фокус-групп предполагает использование не открытых вопросов, а проективных методик – рисуночных тестов, шкал цветовых оценок и других заданий, не связанных на первый взгляд с тестируемым товаром.

Примеры использования

Крылов А., Dynamic Development & Innovations Group//Зеркало рекламы. -2003.-№6 [1]

Источники

  1. Словарь терминов по рекламе, маркетингу и PR от Д.А. Шевченко [2]
  2. Школа рекламиста: проведение фокус-групп как фатальная ошибка [3]
  3. Школа рекламиста: зачем нужны фокус-группы [4]

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия