PR


Статья не относится к какой-либо рубрике.
Эта версия утверждена и является самой последней
Общепринятого определения PR (англ. Public Relations — связи с общественностью) не существует. Однако можно выделить несколько определений, которые дают представление о том, что же такое Public Relations.

Классическое определение: PR – это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности (Сэм Блэк, британский социолог).

Если попытаться определить PR просто и лаконично, то PR – это форма организации коммуникации между предприятием и общественностью.

Всемирная ассамблея ассоциаций по Public Relations даёт следующее определение: «PR – это искусство и социальная наука по анализу направленности, предсказанию последствий, консультированию лидеров организаций и проведению планируемых программ действий, которые служат как интересам организации, так и общественным интересам».


История

Возникновение и развитие PR в США и Европе

PR, как и реклама и другие виды коммуникативной деятельности между организацией и её целевой аудиторией, существовал всегда. Люди налаживали общение с полезными людьми, привлекали внимание к себе и к своей деятельности. Просто никто не называл это «пиаром».

Принято считать, что термин «public relations» родился в Америке в 1807 году, когда третий президент Томас Джефферсон в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу» заменил выражение «состояние мысли» на «общественные отношения».

Существует версия и о том, что одним из первых словосочетание «public relations» пустил в оборот юрист Дорман Итон в 1882 году, призывая выпускников Йельского университета посвятить себя служению общественному благу. Начало XX века принято считать «эрой формирования» PR. В 1906 г. PR-практик Айви Ли опубликовал «Декларацию о принципах», своего рода первый моральный кодекс профессии. В качестве основной задачи PR-специалистов Ли сформулировал следующую — «побуждать людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием».

В середине ХХ века PR развивается как профессия и научная дисциплина, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью:

  • 1948 г. — Институт PR в Великобритании, Ассоциация PR в США
  • 1955 г. — Международная PR-ассоциация

К концу 60-х PR превращается в полноценную индустрию, а на исходе ХХ века PR становятся полноправным, необходимым, конкурентоспособным направлением международного бизнеса. На этой волне PR проникает и в Россию.


Возникновение и развитие PR в России

История PR в России насчитывает чуть более десяти лет. В 1988-1991 годах формируется первый признак института – выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом.

В 1988 появляются отделы по связям с общественностью и СМИ Исполкомов Моссовета и Ленсовета, в 1989 – в Москве PR-агентства «Николо М» и «Миссия Л», в 1990 – «Имиджленд паблик рилейшнз» и др.

13 августа 1991 года появляется Российская Ассоциация по Связям с Общественностью. Основная идея - помощь и поддержка отечественного производителя.

1997 г. – Российская Ассоциация по Связям с Общественностью становится членом Европейской Конфедерации пиар (CEPR), начинается сотрудничество с Американским обществом PR.

В настоящее время PR активно развивается в России и, как и во всём мире, стал неотъемлемой частью коммуникационного комплекса. Российский PR заимствовал опыт в этой области у зарубежных профессионалов, таким образом пройдя почти 200-летний путь развития в десять раз быстрее.


Классификация

Основные виды PR

  • Коммерческий PR – деятельность, направленная на завоевание потребителей, создание положительной известности фирм в их глазах, уверение потребителей в высокой репутации фирмы-производителя.
  • Политический PR – это создание благоприятного имиджа отдельным политикам или политическим партиям, а также достижение взаимопонимания между гражданами разных стран.

«Цветные» виды PR

  • Чёрный PR — использование «чёрных технологий» (обман, фальсификации) для очернения, уничтожения конкурирующей партии, группы и т. д., распространение от её имени оскорбительных или экономически опасных заявлений и др.
  • Розовый PR — основывается на технологии мифов и легенд, а предназначен удовлетворить потребность людей укрыться «покрывалом иллюзий».
  • Жёлтый PR — использование, с целью привлечения внимания, оскорбительных для большинства населения данного государства элементов.
  • Серый PR — реклама (положительная или отрицательная), скрывающая свой источник. В отличие от «чёрного PR», не предполагает прямой лжи о своем происхождении. Также под серым PR иногда понимают разновидность непрямого черного PR, не содержащую прямой лжи и направленную на подсознание реципиента.
  • Белый PR — словосочетание появилось для демонстрации понятия, контрастного к чёрному PR, то есть открытой рекламы от своего собственного имени. PR в узком смысле слова.
  • Коричневый PR — нечто родственное неофашистской и фашистской пропаганде.
  • Зелёный PR — социально ответственный PR.


Методы PR

Можно выделить пять основных направлений деятельности по связям с общественностью:

  • отношения со СМИ (паблисити) – создание новостей о лице, продукте или услуге, которые появляются в СМИ (газетах, телепередачах и т.д.);
  • отношения с персоналом – внутренние коммуникации компании со своими сотрудниками. В их основе лежат программы мотивации сотрудников к выполнению своей работы наилучшим образом;
  • отношения с финансовым сообществом – взаимодействие с государственными финансовыми органами, с частными и корпоративными инвесторами, с фондовыми брокерами и финансовой прессой;
  • отношения с властными структурами – тесное сотрудничество (включая лоббирование) с федеральными, региональными, окружными и местными органами власти;
  • отношения с местным населением – поддержание позитивных связей с местным сообществом включает спонсорство, например – помощь в решении экологических проблем региона.


Профессиональные сообщества

  • Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО)
  • Российская Ассоциации компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС)
  • Международный комитет Ассоциаций компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO)
  • Международная Ассоциация по Связям с общественностью (IPRA)
  • Международная Ассоциация бизнес-коммуникаторов (IABC)
  • Российская ассоциация студентов по связям с общественностью (РАССО)
  • Европейская конфедерация по связям с общественностью (CERP)
  • Российское представительство Европейской Ассоциации Студентов, изучающих связи с общественностью(CERP Students)
  • МеDиасоюз - общероссийская организация работников СМИ


Конкурсы и фестивали

  • Всемирный PR-фестиваль
  • Международный PR-фестиваль
  • Московский Международный Фестиваль Рекламы
  • Всероссийский PR-фестиваль
  • PROBA-IPRA GWA - Международный конкурс на получение премии в области связей с общественностью
  • Хрустальный Апельсин - открытый всероссийский конкурс студенческих работ в области развития связей с общественностью


Премии в области PR

  • "Серебряный лучник" - национальная премия в области развития общественных связей
  • Премия «HR-БРЕНД" - Бизнес-премия за наиболее успешную работу с репутацией компании как работодателя
  • "Рецепт года" – премия в области фармацевтической рекламы, маркетинга и PR
  • "RuPoR" - Центрально-Черноземная региональная премия в области развития связей с общественностью
  • Национальная премия «Стреляный воробей» - присуждается за выдающиеся связи с общественностью
  • Национальная премия в области медиабизнеса «Медиа-Менеджер России» - премия в области медиабизнеса, ежегодно вручаемая представителям СМИ, PR и рекламной индустрии


Интересные факты

  • Первым теоретиком в области PR был Эдвард Бернейз, племянник Зигмунда Фрейда


Источники

  1. Сэм Блэк. Паблик Рилейшнз. Что это такое? — М.: Новости, 1990. — 239 с. — ISBN 5-7020-0370-5
  2. Иванченко, Г. В. Реальность Паблик Рилейшнз. — М: Смысл, 1999. — ISBN 5-89357-050-2
  3. Музалевский М. Е. «PR-проект: от проблемы к результату». — Саратов: «Научная книга», 2003. — 96 с. — ISBN 5-93888-121-8
  4. Муртазина, Г. Х. Этика связей с общественностью и культура управления : учеб. пособие / Г. Х. Муртазина ; СПбГИЭУ. — СПб., 2005


Ссылки

  1. http://www.1soc.ru/pages/view/54
  2. http://www.adbusiness.ru/content/document_r_AA1AFE49-E026-41BF-9FCE-66D88CD5E303.html
  3. http://dneprovskiy.hiblogger.net/363165.html
  4. http://pr.web-3.ru/pr/
  5. http://www.ibl.ru/konf/140509/23.html
  6. http://www.advertiser-school.ru/pr-history.html
  7. http://1-pr.ru/vidi-piara/
  8. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/PABLIK_RILESHNZ_RR.html?page=2,1

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия