- процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды;
- процесс изменения чего-либо для последующего использования в различных целях.
Адаптация - заимствованное из биологии представление о развитии. Долгое время телеология рассматривала адаптацию как результат “творческих актов” или действия внутренних духовных начал. Рациональное истолкование адаптации как следствия борьбы за существование и естественного отбора впервые было дано в учении Дарвина. С появлением кибернетики, адаптация рассматривается отрицательная обратная связь, обеспечивающая реагирование сложной иерархической самоуправляющейся системы на изменяющиеся условия среды. Понятие, помимо биологии, стало применяться также в физиологии, антропологии, медицинской географии, социологии, этнографии и др.
Подходы
- Адаптация (биол.) – способность животных и растений изменяться и приспосабливаться под условия внешней среды.
(физиол.) – понижение чувствительности (повышение порога ощущений) (сенсорная адаптация); процесс приспособления организма к изменившимся условиям существования (функционирования).
- Социальная адаптация - процесс приспособления, освоения личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде1:
- начальная стадия - индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы;
- стадия терпимости - когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
- аккомодация - признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
- ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
- Адаптация бренда - процесс формирования имиджа фирмы и распространения ее маркетинговых обращений в новых условиях. Чаще всего с адаптацией своих брендов сталкиваются фирмы, действующие на международном рынке.
Стратегия адаптации предполагает, что компания максимально приспосабливает свои брэнды к условиям местного рынка и в соответствии с его спецификой. Компания может адаптировать товарную стратегию (изменить качественные характеристики продукта и упаковку). Также компания может внести существенные изменения в коммуникативную стратегию брэнда на определенном рынке. В результате, адаптированный брэнд находит большой спрос на национальных рынках. Экономический аспект адаптации связан с особенностями и уровнем экономического развития общества (в т.ч. покупательная способность населения, особенности налогообложения, сила конкурентов и др.) Социокультурный аспект адаптации предполагает корректировку позиционирования товара в рекламе с учетом специфики, отражающей особенности процессов ожидания, потребления, образные и символические представления о товаре и т.д.
- Этническая адаптация - приспособление этнических групп (общностей) к природной и социально-культурной среде районов их обитания.
- Адаптация культурная – приспособление сообществ, социальных групп и индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира и т.п. На индивидуальном уровне связана, прежде всего, с попаданием индивида в новую для него социальную или национальную среду (миграция, смена профессии или социального статуса, служба в армии, утрата или обретение материальных средств существования) или радикальной сменой социально-политических условий его жизни (революция, война, оккупация, радикальные реформы в стране).
- Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга. Трудовая адаптация делится на: первичную (при первоначальном вхождении работника в производственную среду); вторичную (при смене рабочего места без смены или со сменой профессии или при существенных изменениях среды).
Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется: в его поведении, в показателях трудовой деятельности, эффективности труда, в усвоении социальной информации и ее практической реализации, в росте всех видов активности (трудовой, общественно–политической, познавательной), удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности.
Источники
- Генкин Б. М. Основы управления персоналом. – М.: Высшая школа, 2006. – С. 310
- Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ, 2003. – С. 512. ISBN 5-94538-390-2
- Мудров А.Н. Основы рекламы: учебник. – М.: Экономистъ, 2007. – С.319. ISBN 5-98118-112-5
- Турчин А.С. Реклама в международном маркетинге: стандартизация и адаптация рекламы. – Ломоносовские чтения. Том №2. – 2003 г. [1]
- Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко: Книжный дом, 2003 г. ISBN 978-985-428-619-8
- Философский энциклопедический словарь/ под ред. А.А. Ивина.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г. ISBN 5-8297-0050-6
Ссылки
- Максиматкина А.И. Ко-брендинг как форма адаптации международных журнальных брендов в России. – Интернет-портал по исследованиям СМИ «Медиаскоп», - №1,- 2009 г. [2]
- Сеина Ю. Нужно ли адаптировать глобальные бренды под российские регионы. – Гильдия издателей периодической печати. - 14.09.2007 г. [3]
- Jenny Andersson, Julia Borgvall. Securing the global brand strategy – global standardization or local adaptation. - School of Business and Economics, LinnaeusUniversity. - spring 2011. [4]