Межличностная коммуникация


Статья не относится к какой-либо рубрике.
Эта версия утверждена и является самой последней
Межличностная коммуникация - (англ. interpersonal communication) это процесс передачи информации неким источником другому конкретному целевому объекту или членам идентифицируемой группы .

Классификация

Свойства межличностной коммуникации

  • Неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняются самими условиями человеческого бытия - человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью.
  • Необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное.
  • Непосредственная обратная связь является непременным условием осуществления межличностной коммуникации.
  • Межличностные отношения - определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Эти отношения складываются в результате деловых и творческих контактов - официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга - эмпатии. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор. Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможное возобновление), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания.

Условия, в которых происходит общение

  • анонимное общение
  • взаимодействие между незнакомыми людьми (в самолете, зрительном зале и т.п.)
  • функционально-ролевое общение (взаимоотношения между членами профессионального коллектива)
  • личное или интимное общение (в группе друзей, в семье). Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации - можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.

Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации

Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально-значимых функций взаимодействия и воздействия.

Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения:

  • типа коммуникативных личностей
  • восприятия смысловой и оценочной информации
  • целенаправленного воздействия друг на друга.

Для эффективности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются следующие:

  • совместимость партнеров как коммуникативных личностей
  • адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, в) воздействие через убеждение.


Профессиональные ассоциации

  • Международная коммуникативная ассоциация;
  • Национальная коммуникативная ассоциация США, Европейский коммуникативный конгресс (European Communication Congress).
  • В декабре 2000 года образована Российская коммуникативная ассоциация (РКА)


Источники

  1. Мир словарей. Психологическая энциклопедия [1]
  2. Почепцов Теория коммуникации-М.: Рекор-бук, К.: Ваклер - 2001 - 656с.
  3. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [2]

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия