Закон о рекламе


Статья не относится к какой-либо рубрике.
Эта версия утверждена и является самой последней
В Российской Федерации коммерческая и социальная реклама регулируется Федеральным законом "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ, который был принят Государственной думой 22 февраля 2006 года и одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года .

Из всей совокупности реализуемых на потребительском рынке России товаров Закон о рекламе регламентирует рекламу только четырех групп: табачных изделий, алкоголя, медикаментов и оружия.


История принятия Федерального Закона «О рекламе»

Федеральный Закон «О рекламе» обсуждался больше года. Не только депутатами Государственной Думы и государственными чиновниками, но практически всем обществом, которое оказалось вовлечённым в эту дискуссию. Дело в том, что, когда появились первые законопроекты о рекламе, лоббистские группы, которые боролись за принятие того или иного варианта закона, развернули широкую кампанию в прессе.

Один из законопроектов поддерживала Ассоциация рекламных агентств, объединяющая производителей рекламы. Последние, соглашаясь с тем, что закон о рекламе необходим, были заинтересованы в минимальном государственном вмешательстве в сферу рекламы и максимальном саморегулировании.

Другой законопроект был подготовлен правительством, и в соответствии с ним, предполагалось, что главным участником в процессе контроля над рекламой станет государство, которое будет следить за соблюдением вводимых ограничений, наказывать за нарушения законодательства о рекламе.

Существовали и другие проекты, но каждая из групп, лоббирующих тот или иной законопроект, стремилась к тому, чтобы в СМИ появлялись статьи и передачи в защиту их интересов.

Выявились две основные проблемы. Во-первых, решался вопрос о том, кто будет следить за соблюдением будущего законодательства о рекламе. Во-вторых, борьба развернулась вокруг предложенного правительством варианта закона, предполагавшего полностью запретить рекламу алкогольных и табачных продуктов на телевизионных каналах.

Федеральный закон «О рекламе» был принят Государственной Думой 14 июня 1995 года и вступил в силу в июле того же года. По конфликтным пунктам в его тексте был достигнут определенный компромисс.

Суть

Закон возложил функции контроля над соблюдением ограничений на рекламу на государство как гарант прав граждан, а именно на «федеральный антимонопольный орган» в составе правительства страны и его территориальные подразделения. В то же время незначительные права по контролю над рекламой были предоставлены органам саморегулирования. Такие органы привлекаются, например, к участию в разработке нормативных правовых актов, проведению независимой экспертизы рекламы на предмет её соответствия требованиям законодательства. Органы саморегулирования вправе предъявлять судебные иски в интересах потребителей рекламы, правда, такие случаи встречаются редко.

Другим компромиссом стало то, что закон запретил рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий, но только в телепрограммах и ТОЛЬКО С 1 января 1996 года. В переходный период (до 1996 года) такая реклама разрешалась с 22 до 7 часов местного времени.

Так как закон «О рекламе» регулирует только коммерческую и социальную рекламу, для рассмотрения политической рекламы необходимо обратиться к другим законодательствам.

Регулирование политической рекламы

Политическая реклама регулируется законами:

  • Федеральный закон о политических партиях от 11 июня 2001 года № 95-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 июня 2001 года, Одобрен Советом Федерации 29 июня 2001 года)
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях», принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года

Предвыборная агитация — законодательство о выборах.

  • Федеральные законы о выборах
    • Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
    • Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О выборах Президента Российской Федерации"
  • Региональные законы о выборах


Источники

  1. Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики. Издательство Московского университета, 2002 (http://www.evartist.narod.ru/text17/0001.htm)
  2. Голос. Федеральный Закон о Политических Партиях. [1]
  3. КонсультантПлюс. Федеральный закон об общественных Объединениях [2]
  4. КонсультантПлюс Федеральный Закон о выборах депутатов Государственной Думы
  5. Федерального Собрания Российской Федерации. [3]
  6. КонсультантПлюс Федеральный Закон о выборах президента Российской Федерации [4]]

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия