Радио


Рубрика: Отечественные персоналии.
Эта версия утверждена и является самой последней
Радио ( лат. radio — излучаю, radius- луч)- массовый канал коммуникации, основанный на беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.


История возникновения и развития

1895 год- изобретение радиоприёмника.

1903 год - первая радио вышка «Уорденклиф», спроектированная Николой Тесла.

1916 год – первое регулярное радиовещание на американской радиостанции 9ХМ.

1919 год - первая успешная передача человеческого голоса (также на американской радиостанции 9ХМ).

1920 год - первая коммерческая лицензия на радиовещание, полученная Эдвардом Скрипом на открытие радиостанции WWJ в Детройте. А также первые опыты в использовании радио для передачи изображения.

К 1950-м годам радиостанции стали более специализированными, рассчитанными на определенную аудиторию - по географическому признаку, возрасту, музыкальным пристрастиям .

1990 год- появление цифрового радиовещания.

1993 год- появление интернет- радио, основанное на технологии дубляжа радио-эфира через глобальную сеть.


Функции

Наиболее распространённой является классификация функций радиовещания, приведённая в учебнике «Радиожурналистика» под редакцией Шереля А.А.

I. Информационные: собственно информационная функция, рекламная.

II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

III. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.

Однако в связи с переоценкой ценностей, произошедшей в обществе за последние 15 лет, третья группа функций чаще всего рассматривается не как культурно-просветительская, а как культурно-развлекательная.


Классификация

  • по статусу радиостанции
    • общественно-государственные
    • коммерческие
  • по формату радиостанции
    • информационные
    • музыкальные
    • смешанного типа
  • по географии вещания радиостанции
    • общенациональные/центральные
    • транснациональные
    • региональные
    • локальные
  • по частоте вещания
    • FM-диапазон (ультракороткие волны)
    • АМ-диапазон (средние волны)


Особенности использования

  • При работе на радио стоит учитывать, что аудитория рассредоточена в пространстве.
  • Радиостанция обладает двумя объективными и поддающимися измерению признаками:
    • Объем вещания. Определяется по количеству часов вещания в том или ином промежутке времени (от круглосуточного до нескольких часов в неделю), а также "возрастом" радиостанции, то есть сроком выхода в эфир.
    • Территория вещания.


Интересные факты

Изобретение радиоприёмника предписывается сразу трём людям- американскому физику Николе Тесла, русскому учёному Попову А.С. и итальянскому технику и предпринимателю Гульельмо Маркони. Окончательный патент на изобретение принадлежит Николе Тесла.


Источники

  • Бернштейн С.И. Язык радио. – М.: Высшая школа, 1977. -47 с.
  • Ружников В.Н., Тхагушев И.Н. Основы радиожурналистики. М.: Изд-во МГУ, 1984. -263 с.
  • Шерель А.А. Радиожурналистика. М.: Изд-во МГУ, 2000.- 480 с. - ISBN 5-211-04836-9


Ссылки

  • История создания интернет-радио

http://storyof.ru/internet/istoriya-sozdaniya-internet-radio/

  • Реклама на радио: особенности и характеристики

http://www.elitarium.ru/2009/07/21/reklama_na_radio.html

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия