- Фрагмент текста или речи, содержащий избранное для анализа языковое выражение или единицу языка;
- Ситуация употребления анализируемого выражения.
Контекст ( философия) (лат. contextus - соединение, тесная связь) квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом системности текста как экспрессивно-семантической целостности и состоящий в супераддитивности смысла и значения текста по отношению к смыслу и значению суммы составляющих его языковых единиц.
Контекст ( социология) - набор характеристик, которые уточняют условия существования данного феномена, подлежащего изучению, т. е. локализуют события или процессы в пространстве и времени. представляет собой набор особых условий, в рамках которых происходят описываемые события или действия.
Контекст (в психологии) [лат. contextus — тесная связь, соединение] — система внутренних и внешних условий поведения и деятельности, влияющая на особенности восприятия, понимания и преобразования субъектом конкретной ситуации, обусловливающая смысл и значение этой ситуации как целого и ее компонентов. В рекламе под контекстом понимают контекстную рекламу .
История возникновения
Заимств. в конце XVIII в. из франц. яз., где contexte < лат. contextus «соединение» < «сплетение» (исходное texere — «плести, ткать») . Сегодня термин контекст используется в различных науках : психология, социология, логика, этика, философия, лингвистика, филология, языкознание. В 20 веке термин « контекст» попал в психологию из языкознания . С появлением архиваторов и развитием компьютерных технологий, термин «контекст» приобрел новое значение. ( Контекст — история появления символа, то есть, информация о символах, предшествующих текущему в сжимаемом потоке. ( computering) . С развитием интернета, контекст принял новое значение: в рекламе под контекстом подразумевают контекстную рекламу ( данное определение появилось на просторах на просторах интернета).
Классификация
- Контекст (лингвистика)
- Синтаксический
- Семантический
- Контекст (психология)
- Внутренний контекст отражает совокупность психофизиологических и личностных особенностей, знаний и опыта действующего субъекта
- Внешний контекст отражает совокупность предметных, социокультурных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации
- Контекст (логика)
- экстенсиональный (в рамках которого эквивалентность и взаимозаменяемость выражений устанавливается по признаку объема)
- интенсиональной (где логическая взаимозаменяемость определяется по критерию содержания)
- Контекст
- Контекст открытия — понятие методологии науки, характеризующее возможности анализа процессов формирования, совершенствования и развития научно-теоретического знания.
- Контекст оправдания — методологическое понятие, обозначающее способы и критерии обоснования гипотетически принимаемых научных утверждений или систем утверждений (см. Оправдание теории) посредством прямого или косвенного их сопоставления с эмпирическими данными (принципиальное противопоставление контекста оправдания и контекста открытия получило характер господствующего представления в западной философии и методологии науки 30—50-х гг. 20 в.; его критическое осмысление начинается лишь в 1960-х гг).
Интересные факты
- Культура "низкого Контекста":
в маркетинговой классификации культур означает прямую противоположность «культуре высокого контекста» и требует обязательного, четкого и юридически правильного оформления всех соглашений в сфере предпринимательской деятельности.
- Культура "высокого Контекста":
в маркетинговой классификации культур означает, что в межличностных отношениях в севере предпринимательской деятельности первостепенную роль играют интуиция, традиции честности и обязательности.
Источники
- Боброва Т.А., Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа.. 2004. Web: http://etymological.academic.ru/
- Касавин Т.И.Энциклопедия эпистемологии и философии науки. -М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». 2009.-1248с.
- Кондрашов В.А., Копорулина В.Н., Чекалов Д.А., Новейший философский словарь. — Санкт-Петербург, Феникс, 2008 г.- 672 с.
- Курилович Е. Очерки по лингвистике – Тривиум, 2000г.- 499с.
- Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.