Статья не относится к какой-либо рубрике.
Эта версия утверждена и является самой последней
Медиатекст (от англ. – media text) - любой медиа продукт или продукт коммуникации, который может быть включен в разные медийные структуры (вербального, визуального, аудитивного или мультимедийного планов) и в разные медийные обстоятельства (периодическая печать, радио, телевидение, Интернет, мобильная и спутниковая связь и др.)
История возникновения
Термин медиатекст возник в англоязычной литературе в 90-х годах XX века с целью обозначения текста, помещенного в среду СМИ. Необходимость введения в науку этого термина обусловлена развитием информационной сферы и появлением новых средств массовой коммуникации – радио, телевидения и сети Интернет. Понятие медиатекст постепенно расширяется, и помимо вербального компонента, оно уже включает в себя множество паравербальных и невербальных составляющих.
Классификаця
По способу создания
- Авторский
- Коллегиальный
По способу воспроизведения
- Устный
- Письменный
По каналу распространения
- Печать
- Радио
- ТВ
- Интернет
По функционально-жанровому типу текста
- Новости
- Комментарий
- Features
- Реклама
По тематической доминанте
- Бизнес
- Политика
- Культура
- Образование
- Спорт и т.д.
По фактору воздействия на аудиторию
- медиатексты, которые воздействуют одновременно и на конкретную целевую аудиторию, и на аудиторию массовую;
- медиатексты, рассчитаные на массовую аудиторию, однако, для которых принципиальным является немедленный отклик каких-либо социальных институтов и отдельных лиц;
- тексты, целью которых является воздействие на сознание только конкретной целевой аудитории, требующие немедленный отклик;
- нейтральные медиатексты, целью которых является просвещение и информирование, не требующие мгновенной реакции со стороны аудитории.
Методы исследования
Среди наиболее эффективных и распространённых методов изучения медиаречи можно выделить следующие:
- Группа методов лингвистического анализа, позволяющие выявить базовые свойства и характеристики текста на различных языковых уровнях:
- Лексический
- Синтагматический
- Стилистический
- Социолингвистический
- Метод контент-анализа, или анализа содержания, основанный на статистическом подсчёте специально выбранных текстовых единиц.
- Метод дискурсивного анализа, основанный на концепции дискурса, и позволяющий проследить взаимосвязь между языковой и экстралингвистической стороной текста.
- Метод критической лингвистики (или риторической критики), позволяющий выявить скрытую политико-идеологическую составляющую медиатекста.
- Метод когнитивного анализа, основанный на изучении концептуальной стороны текстов массовой информации и направленный на выявление соотношения реальной действительности и её медиарепрезентаций.
- Метод лингвокультурологического анализа, основанный на выявлении культурозначимых компонентов текста, как-то: реалий, заимствований, иностранных слов, единиц безэквивалентной лексики и т.п., позволяющий составить представление о культурологическом аспекте того или иного произведения медиаречи, о его национально-культурной специфике.
Источники
- Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: опыт исследования современной английской медиаречи / Т. Г. Добросклонская. - Изд. 3-е. – М.: КРАСАНД, 2010. - 286 c. - ISBN 978-5-396-00100-8
- Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика. Системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). М.: ФЛИНТА, 2008. – 264 с. - ISBN 978-5-9765027-3-4
- Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г.Я. Солганик. – М., 2007.
- Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты [Текст] / Г.С.Мельник. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. – С. 136.- ISBN 5-288-01433-7
- Чичерина, Н.В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности / Н.В. Чичерина // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология).— СПб., 2007.— № 9(47).— С. 159–166.