Массовые коммуникации


Статья не относится к какой-либо рубрике.
Эта версия утверждена и является самой последней
Массовые коммуникации (англ. mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи, Интернет, социальные сети и др., большим сегментам населения одновременно.


История развития

Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и музыкальной информации. Собирательно комплексы этих устройств принято называть «средствами массовой информации и пропаганды» или «средствами массовой коммуникации».

Массовая коммуникация стала важным элементом общественных отношений, оказывающих существенное влияние на её содержание и формы, на своеобразие идеологической, политической и иной пропаганды, на передачу распоряжений власти, коммерческую рекламу и развлечения, осуществляемые с помощью средств массовой коммуникации.

Социология и психология массовых коммуникаций, возникшие в 20-х годах 20 века, изучают структуру, закономерности и эффективность деятельности их систем, функционирование их отдельных элементов.


Классификации

Характерные черты

Массовая коммуникация характеризуется:

  • Наличием технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность
  • Социальной значимостью информации
  • Массовостью аудитории
  • Многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств

Функции

В 1948г. Г.Лассуэлл выделил 3 основные функции МК:

  • Обозрение окружающего мира (информационная)
  • Корреляция с социальными структурами общества (воздействие а общество через обратную связь)
  • Передача культурного наследия (познавательно-культурологическая)

В 1960г. К.Райт выделил еще одну функцию – развлекательную.

Существует еще одна трактовка классификации функций МК:

  • Интегрирующая. Массовая коммуникация объединяет в единую пространственно-коммуникативную и социокультурную среду различные виды человеческой деятельности и занимающихся ими субъектов.
  • Коммуникативная. Массовая коммуникация создает особую среду активности различных субъектов деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен.
  • Актуализирующая. Благодаря использованию технологий массовой коммуникации появляется возможность осуществлять управляющее воздействие на массовое сознание и актуализировать жизненно важные интересы.
  • Геополитическая. Массовая коммуникация формирует собственные ресурсы и изменяет значимость традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических отношений и конкуренции.
  • Социальная. Массовая коммуникация трансформирует состав общества и изменяет характер и содержание социально-политических (общественных) отношений во всех сферах – политике, культуре, науке, религии и других.

Каналы

  • печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты)
  • радио и телевидение
  • кино
  • звукозапись
  • видеозапись

Фазы

Отечественный ученый Б. Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы:

  • докоммуникативную
  • коммуникативную
  • послекоммуникативную


Источники

  1. Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский Государственный Университет Телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича
  2. Зелинский С.А. Массовые коммуникации как способ управления массами [1]
  3. Корнюшин В.Ю. Маркетинговые коммуникации: часть 1. // Учебный курс (Учебно-методический комплекс). [2]
  4. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. – 388 с.
  5. Массовая коммуникация. Значение слова «массовая коммуникация» в Большой Советской Энциклопедии [3]

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия