История развития
Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и музыкальной информации. Собирательно комплексы этих устройств принято называть «средствами массовой информации и пропаганды» или «средствами массовой коммуникации».
Массовая коммуникация стала важным элементом общественных отношений, оказывающих существенное влияние на её содержание и формы, на своеобразие идеологической, политической и иной пропаганды, на передачу распоряжений власти, коммерческую рекламу и развлечения, осуществляемые с помощью средств массовой коммуникации.
Социология и психология массовых коммуникаций, возникшие в 20-х годах 20 века, изучают структуру, закономерности и эффективность деятельности их систем, функционирование их отдельных элементов.
Классификации
Характерные черты
Массовая коммуникация характеризуется:
- Наличием технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность
- Социальной значимостью информации
- Массовостью аудитории
- Многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств
Функции
В 1948г. Г.Лассуэлл выделил 3 основные функции МК:
- Обозрение окружающего мира (информационная)
- Корреляция с социальными структурами общества (воздействие а общество через обратную связь)
- Передача культурного наследия (познавательно-культурологическая)
В 1960г. К.Райт выделил еще одну функцию – развлекательную.
Существует еще одна трактовка классификации функций МК:
- Интегрирующая. Массовая коммуникация объединяет в единую пространственно-коммуникативную и социокультурную среду различные виды человеческой деятельности и занимающихся ими субъектов.
- Коммуникативная. Массовая коммуникация создает особую среду активности различных субъектов деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен.
- Актуализирующая. Благодаря использованию технологий массовой коммуникации появляется возможность осуществлять управляющее воздействие на массовое сознание и актуализировать жизненно важные интересы.
- Геополитическая. Массовая коммуникация формирует собственные ресурсы и изменяет значимость традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических отношений и конкуренции.
- Социальная. Массовая коммуникация трансформирует состав общества и изменяет характер и содержание социально-политических (общественных) отношений во всех сферах – политике, культуре, науке, религии и других.
Каналы
- печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты)
- радио и телевидение
- кино
- звукозапись
- видеозапись
Фазы
Отечественный ученый Б. Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы:
- докоммуникативную
- коммуникативную
- послекоммуникативную
Источники
- Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский Государственный Университет Телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича
- Зелинский С.А. Массовые коммуникации как способ управления массами [1]
- Корнюшин В.Ю. Маркетинговые коммуникации: часть 1. // Учебный курс (Учебно-методический комплекс). [2]
- Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. – 388 с.
- Массовая коммуникация. Значение слова «массовая коммуникация» в Большой Советской Энциклопедии [3]