Медиакультура


Рубрика: Общие понятия.
Эта текущая версия статьи еще не утверждена и может содержать непроверенную информацию.

Медиакультура - (от лат. medium – средство, посредник, способ, cultur - возделывание) - особый тип культуры информационного общества, представляющий собой совокупность информационно-коммуникативных средств, печатной и экранной культур, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности...

 

История возникновения и развития

Как известно, мир сейчас переживает эпоху четвертой информационной революции. Появление понятия медиакультура и его распространение в культурологической теории в XX веке связано с появлением средств массовой информации и, конечно же, с понятием информационной революции.


Канадский социолог и публицист М. Маклюэн в истории медиакультуры выделил четыре эпохи:

  • эпоха дописьменного варварства;
  • тысячелетие фонетического письма;
  • «Гуттенбергова галактика» — пять сотен лет печатной техники;
  • «Галактика Маркони» — современная электронная цивилизация.

Границы этих эпох обозначаются четырьмя информационными революциями. Первой информационной революцией считают возникновение письменности 5—6 тыс. лет назад в Месопотамии, затем, несколько тысяч лет спустя — в Китае, и еще на 1500 лет позднее — майя в Центральной Америке. Эта революция ознаменовала окончание эпохи дописьменного варварства. Ее ранние примеры, такие как глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона, представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия. Вторая информационная революция связана с изобретением рукописной книги в 1300 г. до н. э. в Китае. Третьей информационной революцией называют изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом в 1451-1455 гг., и весь период времени с этих лет вплоть до XX века М. Маклюэн и называет «Гуттенберговой галактикой». Однако с изобретением, фотографии, телефона, телеграфа, магнитофона, радио, телевизора и ЭВМ, а затем уже и Интернета, можно говорить о четвертой информационной революции, начале новой эпохи электронной цивилизации и о медиакультуре как о превалирующей части культуры общества.


Роль медиакультуры в обществе растет невиданными ранее темпами, являясь комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах.

 

Классификация

Аспекты

С информационно-семиотической точки зрения медиакультура предстает в трех основных аспектах:

  • система артефактов (от лат. arte — искусственный и factus — сделанный);
  • система символов;
  • система знаков.

 

Виды

Исходя из факта многогранности знаковых систем, медиакультуру можно разделить на четыре вида:

  • Письменная медиакультура. Основой входящих в неё знаковых систем выступают слова. Этим термином в настоящее время обозначается культура печатных газет, журналов.
  • Аудиальная медиакультура. К системам этой культуры относятся радио, граммофон, магнитофон, CDRомы и т. д., в качестве структурного фактора на первый план выходят звук, речь, музыка, вокал; здесь важным фактором является время, выступающее в двух измерениях — последовательности и одновременности. Это культура радио.
  • Визуальная медиакультура. Структурным фактором этого вида систем выступает пространство. При этом в традиционных визуальных искусствах (живопись, графика, плакат) доминируют иконические знаковые системы.
  • Техническая медиакультура. Эта медиакультура связана с эстетикой кадра, она репродуцирует реальность и передает информацию посредством аудиовизуальных средств коммуникации - кино, ТВ, видео, компьютерной графики, анимации и т. д. Это культура многомерных медиа, в которой происходит процесс синтеза и интеграции всех предшествующих знаковых систем.

 

Источники

  1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-e изд.; перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2006. – 448 с. - ISBN: 5-8291-0483-0
  2. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история и практика: Учебное пособие. – М.: Академический проект, - 2008. – 496 с. - ISBN 978-5-8291-1038-3
  3. Маклюен Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»). - ISBN 5-86090-102-Х

Ccылки

  1. История медиакультуры в России. Антология российского видеоарта [1]
  2. Медиакультура, политика и социум(Международный симпозиум "Pro&Contra": медиасознание /современная культура /медиатехнология)[2]
  3. От медиакультуры к медиалогии [3]
  4. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c. [4]

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия