Маркетинговые коммуникации можно назвать «голосом» торговой марки и средством налаживания диалога и взаимоотношения с потребителем. (В.Ю.Корнюшин)
История возникновения
В 10 – 20-е гг. XX в. все формы маркетинговых коммуникаций рассматривали в только рамках рекламы, тому подтверждение книги, написанные на эту тематику на рубеже XIX-XX вв. Николай Плисский в своем научном труде «Путь к богатству. Реклама, её значение, происхождение и история», изданном в С.-Петербурге в 1893 г. В рекламу включал и личные продажи, и стимулирование сбыта, и то, что сегодня мы называем PR-ом .
Однако с течением времени, с более интенсивным внедрением в такую науку, как коммуникация, все эти процессы стали самостоятельными инструментами, которые стали частью системы маркетинговых коммуникаций.
Подходы к изучению МК
- Классическое разделение МК – выделение перечня инструментов маркетинговых коммуникаций.
Концепции ученых, в соответствии классического разделения МК на инструменты. Котлер Ф. – реклама, стимулирование сбыта, спонсорство, PR, прямой маркетинг, личные продажи; Корнюшин В.Ю. – реклама, стимулирование сбыта, PR, прямой маркетинг, личные продажи, оформление мест продаж, упаковка, сувенирная продукция, спонсорство, предоставление лицензии, сервисное обслуживание; Шарков Ф.И. – реклама, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, PR, брендинг; Жан-Жак Ламбен – реклама, личные продажи, стимулирование сбыта, PR, прямой маркетинг;
- Разделение МК на ATL-рекламу и BTL-рекламу
«ATL» - above the line (над чертой) – классическая реклама;
«BTL» - below the line (под чертой) – прочие методы стимулирования сбыта, то есть непрямая реклама;
Инструменты МК
- Реклама
- PR (public relation)
- Direct-маркетинг
- Личные продажи
- Стимулирование сбыт
- Мерчендайзинг
- Event-маркетинг
- POS-материалы
- Спонсорство
- Выставки
- Спаминг
- Упаковка
- сувениры с фирменной символикой в качестве подарков
- предоставление лицензии на использование фирменных символов компании или продукта
- послепродажное (сервисное) обслуживание
Интересные факты
- Объединение средств маркетинговых коммуникаций имеет свое название: интегрированные маркетинговые коммуникации. ИМК призваны управлять всеми обращениями, посылаемыми участникам маркетингового процесса или получаемыми от них. Такое управление подразумевает координацию действий всех подразделений компании, а не только тех, которые занимаются МК.
- Специалистов по маркетинговым коммуникациям называют марком-менеджерами.
Примечания
<references />
Источники
- Котлер Ф. Основы Маркетинга.-М.: Прогресс, 1990.-736с.
- Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент ориентированный на рынок. 2-е издание. / Пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова.-СПб.: Питер 2008.-720с.
- Плисский Н. Путь к богатству. Реклама, её значение, происхождение, история. Примеры рекламирования. – СПб.: Издание Ф. В. Щепанского, 1893. -72c.
- Шарков Ф. И.. Реклама в коммуникационном процессе: Учебник – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2011. – 348 с.