Политическая коммуникация – это, по Д. Грэберу, «составление, передача, получение и обработка сообщений, которые вероятно имеют значительное воздействие на ход политики», т. е. структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение.
Американский политолог Л. Пай подчеркивает, что «политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации».
История развития
Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области появились в конце 40-х гг. ХХ века. В 1948 году Г. Лассуэлл предложил коммуникационную формулу (модель коммуникационного процесса), включающую пять элементов:
- КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
- ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
- КАК? (осуществляется передача) – Канал
- КОМУ? (направлено сообщение) – Реципиент (аудитория)
- С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Обратная связь (эффективность)
«Теория пули» Лассуэлла стала официальной основой пропаганды. Согласно этой теории, коммуникация подобна магической пуле, перед которой зритель беззащитен, как мишень; эта «пуля», летящая от мозга одного человека к мозгу другого, автоматически «зажигает» реципиента «как электрическую лампочку» и трансформирует его идеи, чувства, знания или мотивацию.
Франкфуртская школа (Адорно - Хоркхаймер) указывает на ведущую роль средств массовой коммуникации в поддержке или дестабилизации существующего социального и политического порядка. Так, например, партийная пресса конца XIX – начала ХХ вв. послужила важным элементом социальных изменений в России.
Каналы политической коммуникации
Исследователи выделяют три основных канала коммуникации:
- средства массовой информации;
- общественно-политические институты (когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми);
- неформальные контакты (слухи, сплетни, граффити, анекдоты).
Символика и знаковость
К политическим коммуникациям, основанным на написанном или произносимом слове относят также те, в основе которых лежит иная символика и знаковость, посредством которой передается смысл. Например, такие символические акты, как сожжение повестки о призыве в армию, участие или неучастие в выборах, манипуляция с национальной символикой (политические хеппенинги) – сожжение или демонстрация национальных флагов, разрисовка теми или иными противоборствующими символами неугодных святынь и т. п.
Классификация
Виды политической коммуникации
Различают два вида политических коммуникаций:
- «горизонтальный»: коммуникации между относительно рядоположенными институциональными компонентами или социальными факторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами)
- «вертикальный»: отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики.
Функцию политической коммуникации выполняют современные средства массовой коммуникации (СМИ): пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть и традиционные каналы передачи политической и другой социальной информации: различного рода личные контакты между людьми в первичных социальных группах – семью, трудовой коллектив, родственные группы, церковные или сельские общины и т. п.
Типы политических сообщений
Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений:
- побудительные (приказ, убеждение);
- собственно информационные (реальные или вымышленные сведения);
- фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).
Функции
Д. Макквейл выделил следующие функции средств массовой коммуникации, имеющие политически релевантный характер:
- Информационная: информирование о событиях и существующих условиях в стране и мире; обозначение существующих отношений власти;
- Корреляционная: объяснение и интерпретация информационных событий; обеспечение поддержки существующим властям и господствующим номам; социализация; координация усилий отдельных субъектов; достижение консенсуса; фиксация социальных статусов и приоритетов;
- Континуитивная: трансляция доминирующей культуры; поддержание общности социальных ценностей;
- Развлекательная: обеспечения средств расслабления; смягчение социальной напряженности;
- Мобилизационная: проведение кампаний в поддержку тех или иных действий в области политики, экономики, труда и т.п.
Анализ функций политической коммуникации позволяет сделать вывод о том, что «политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени».
Критерии оценки политической коммуникации
Г. Алмонд предлагает учитывать следующие факторы при оценке систем политической коммуникации в разных обществах:
- Однородность политической информации, т.е. наличие возможности сопоставлять все частные потоки информации в контексте открытого, понятного всем инструментального языка политики.
- Мобильность информации. Этот фактор связан с проблемой понимания общенационального языка политики.
- Объем информации.
- Направление потоков информации. В современных системах потоки «сверху – вниз» и наоборот примерно одинаковы по интенсивности.
Неформальные средства политической коммуникации
Особое место среди средств политической коммуникации занимают неформальные средства информации. К ним можно отнести молву, слухи, сплетни, анекдоты, а также граффити. Эти источники влияют, прежде всего, на формирование негативной оценки деятельности политических лидеров и политических институтов. По мнению Б. Грушина, в основе молвы, сплетни, слуха лежит «большая или меньшая доля вымысла, домысла: сознательного, намеренного или несознательного, случайного – это безразлично. Такой вымысел присутствует уже в момент зарождения слуха, т. к. лицо, первым сообщившее сведение, порождающее слух, никогда не располагает всей полнотой точных, точно проверенных фактов относительно объекта суждения». В дальнейшем, по мере передачи сведений от одного лица к другому элементы вымысла усиливаются.
Необходимо помнить, что эмоциональная окраска, которая придается информации с помощью неформальных средств политической коммуникации, делает ее более привлекательной, способствует ее быстрому и глубокому запоминанию, упрощает ее восприятие и доступность для всех социальных групп.
Источники
- Галумов Э. Основы PR. – М.: «Летопись XXI», 2004.
- Кретов Б.Е. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. N 1. C. 101.
- Шварценберг, Р.-Ж. Политическая социология. - M., 1992. - С. 175.
Ссылки
- ALL-POLITOLOGIJA.RU. Все о политологии [1]