Панель


Статья не относится к какой-либо рубрике.
Эта версия утверждена и является самой последней
Панель – группа лиц, принимающих участие в систематических опросах на одну тему. Субъектами панели могут быть постоянные покупатели, семьи, домашние хозяйства, коммерческие предприятия в сфере производства и ритейла, эксперты.

Цели использования

  • Выявление трендов, тенденций и закономерностей изменения изучаемого явления или процесса
  • Сбор отзывов и мнения участников панели о продукте, способах его реализации, каналах продвижения и динамике этих процессов во времени
  • Изучение покупательских предпочтений и мотивации
  • Прогнозирование возможных сценариев процесса продаж
  • Определение эффективности рекламной кампании, отслеживание реакции на ту или иную рекламу

История появления

История появления панели связана с внедрением в социологическую практику опросов населения. Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века - в США, однако их еще нельзя было назвать панельными. В России основные нормативные требования к методологии опросов, в том числе к определению групп лиц, участвующих в социологическом исследовании, к тематике и целям опросов, сложились к концу XIX века. Широкое распространение панельные опросы получили в конце XX века.

Классификация

По времени существования:

  • краткосрочные - до одного года
  • долгосрочные

По характеристикам субъектов исследования:

  • Потребительские (конечные пользователи товаров и услуг)
  • Торговые (корпоративные и индивидуальные представители индустрии торговли)
  • Производственные (предприятия, выпускающие изучаемый продукт)
  • Экспертные (специалисты исследуемой сферы)

По методу получения информации:

  • Почтовое сообщение (участники панели регулярно направляют заполненные опросные листы, журналы, дневники в адрес организатора исследования)
  • Интервью субъектов панели
  • Сбор анкет, опросных листов с помощью специалистов
  • Комбинированный способ – периодические интервью и почтовый обмен данными между ними для сбора дополнительной информации.

По типу получения информации:

  • Непрерывно
  • Эпизодически

Принципы работы

  • Регулярность проведения опросов, интервью, анкетирования
  • Неизменность тематики на протяжении всего исследования
  • Проведение подробных записей в специально и заранее четко разработанных формах
  • Предварительная договоренность с участниками панели
  • Точность и достоверность информации

Примеры использования

  1. Сибирские производители макаронных изделий знают, что объем продаж их товара в осенне-зимний период несколько меньше, чем в весенне-летний. Для выяснения причин такого явления фирма, производящая макаронные изделия, сформировала для себя панель, состоящую из нескольких десятков домохозяйств, и регулярно наблюдала за ней в течение года. В результате панельного исследования у фирмы появилась обширная информация по объемам закупки макаронных изделий (и, что особенно хорошо, в номенклатуре) в различные месяцы, которая позволила установить точные количественные характеристики потребления этой продукции по временам года.
  2. Панели обычно создают крупные консультационные фирмы, исследовательские институты, большие производственные и торговые предприятия. Они могут создаваться и государственными статистическими органами. В качестве примера такой государственной панели можно назвать статистику российских семейных бюджетов, включающую в себя в настоящее время около 60 тыс. домашних хозяйств.
  3. Фирмой NFOResearch, Inc. (США) создана потребительская панель из 450 тыс. домохозяйств, фирмой Секо-дип (Франция) созданы две панели по 4560 семей в каждой (очевидно, и в том, и в другом случае речь идет о постоянных панелях).

Дополнительная информация

  • Панельные исследования, поскольку они весьма продолжительны, позволяют менять форму опросов. Такие панели называют омнибус. Благодаря им становится возможным быстрое получение информации для разового исследования, т.к. выборка уже готова. Омнибусное исследование является дополнением к традиционному.
  • Постоянная проблема многих панельных исследований - проблема «истощения» панели, что проявляется в увеличении неучастия и неответов респондентов. Некоторые члены панели оказываются недоступными для контактов: меняют место жительства, болеют, умирают. В результате реальная возможность сравнивать ответы одного респондента в разные моменты времени резко снижается.
  • Панели обычно создаются на договорной основе между организациями, проводящими исследования, и участниками панелей. В таких договорах отражаются формы и размеры оплаты участников панели за предоставляемую информацию. Оплата может производиться как в денежной форме, так и в форме скидок с цены при покупках товара фирмы или в форме подарков.

Источники

  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. - 208 с.
  2. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. - М.: Вильямс, 2001.
  3. О панельном методе в маркетинге [1]
  4. Основы маркетинга: теория и практика. Панельные исследования [2]
  5. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: Ось-89, 1997.
  6. Социологический словарь [3]

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия