Восприятие


Рубрика: Общие понятия.
Эта версия утверждена и является самой последней

Восприятие (лат. perseptio) - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

История возникновения

Большой вклад в развитие науки о Восприятии внесли философы, астрономы, физики, художники — Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи. Восприятие Ломоносов, Г. Гельмгольц и многие другие.

Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных (чувственных) эффектов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то время как самый процесс восприятия оставался за пределами исследования. Методология такого подхода опиралась на сенсуализм в теории познания, особенно развитый Дж. Локком и французскими материалистами (П. Кабанис и Э Кондильяк). В психологии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции восприятия, согласно которой сенсорный образ возникает в результате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта. Ограниченность такого подхода — игнорирование деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса восприятия, представление о корковом звене анализаторов как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразование нервных процессов в идеальные психические образы, — практически затрудняла разработку способов управления процессами восприятия в целях его совершенствования и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистическим теориям, либо к отказу от естественнонаучного объяснения восприятия.

Решающий шаг в преодолении пассивной «рецепторной» концепции был сделан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектического материализма и сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, рассматривают Восприятие как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В 60-х гг. 20 в. исследования Восприятие ведутся представителями различных специальностей на различных уровнях процессов приёма и переработки информации.

В кибернетике и бионике ведутся многочисленные исследования по созданию технических устройств, имитирующих работу органов чувств. Результаты разнообразных исследований Восприятия публикуются в десятках журналов, посвящённых преимущественно проблемам восприятия.

Согласно современным представлениям, совокупность процессов воспрития обеспечивает субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Восприятие представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.

Свойства восприятия

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
  • Осмысление состоит из этапов:
  • Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
  • Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
  • Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Факторы восприятия

Внешние

  • Размер
  • Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • Контрастность (противоречие с окружением)
  • Движение
  • Повторяемость
  • Новизна и узнаваемость

Внутренние

  • Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.
  • Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

Формы и принципы восприятия

  • Фигура-фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
  • Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
  • Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.

Принципы группировки

  • Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.
  • Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
  • Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
  • Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
  • Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
  • Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия