Медиатекст


Статья не относится к какой-либо рубрике.
Эта версия утверждена и является самой последней
Медиатекст (от англ. – media text) - любой медиа продукт или продукт коммуникации, который может быть включен в разные медийные структуры (вербального, визуального, аудитивного или мультимедийного планов) и в разные медийные обстоятельства (периодическая печать, радио, телевидение, Интернет, мобильная и спутниковая связь и др.)


История возникновения

Термин медиатекст возник в англоязычной литературе в 90-х годах XX века с целью обозначения текста, помещенного в среду СМИ. Необходимость введения в науку этого термина обусловлена развитием информационной сферы и появлением новых средств массовой коммуникации – радио, телевидения и сети Интернет. Понятие медиатекст постепенно расширяется, и помимо вербального компонента, оно уже включает в себя множество паравербальных и невербальных составляющих.


Классификаця

По способу создания

  • Авторский
  • Коллегиальный

По способу воспроизведения

  • Устный
  • Письменный

По каналу распространения

  • Печать
  • Радио
  • ТВ
  • Интернет

По функционально-жанровому типу текста

  • Новости
  • Комментарий
  • Features
  • Реклама

По тематической доминанте

  • Бизнес
  • Политика
  • Культура
  • Образование
  • Спорт и т.д.

По фактору воздействия на аудиторию

  • медиатексты, которые воздействуют одновременно и на конкретную целевую аудиторию, и на аудиторию массовую;
  • медиатексты, рассчитаные на массовую аудиторию, однако, для которых принципиальным является немедленный отклик каких-либо социальных институтов и отдельных лиц;
  • тексты, целью которых является воздействие на сознание только конкретной целевой аудитории, требующие немедленный отклик;
  • нейтральные медиатексты, целью которых является просвещение и информирование, не требующие мгновенной реакции со стороны аудитории.


Методы исследования

Среди наиболее эффективных и распространённых методов изучения медиаречи можно выделить следующие:

  • Группа методов лингвистического анализа, позволяющие выявить базовые свойства и характеристики текста на различных языковых уровнях:
    • Лексический
    • Синтагматический
    • Стилистический
    • Социолингвистический
  • Метод контент-анализа, или анализа содержания, основанный на статистическом подсчёте специально выбранных текстовых единиц.
  • Метод дискурсивного анализа, основанный на концепции дискурса, и позволяющий проследить взаимосвязь между языковой и экстралингвистической стороной текста.
  • Метод критической лингвистики (или риторической критики), позволяющий выявить скрытую политико-идеологическую составляющую медиатекста.
  • Метод когнитивного анализа, основанный на изучении концептуальной стороны текстов массовой информации и направленный на выявление соотношения реальной действительности и её медиарепрезентаций.
  • Метод лингвокультурологического анализа, основанный на выявлении культурозначимых компонентов текста, как-то: реалий, заимствований, иностранных слов, единиц безэквивалентной лексики и т.п., позволяющий составить представление о культурологическом аспекте того или иного произведения медиаречи, о его национально-культурной специфике.


Источники

  1. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: опыт исследования современной английской медиаречи / Т. Г. Добросклонская. - Изд. 3-е. – М.: КРАСАНД, 2010. - 286 c. - ISBN 978-5-396-00100-8
  2. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика. Системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). М.: ФЛИНТА, 2008. – 264 с. - ISBN 978-5-9765027-3-4
  3. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г.Я. Солганик. – М., 2007.
  4. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты [Текст] / Г.С.Мельник. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. – С. 136.- ISBN 5-288-01433-7
  5. Чичерина, Н.В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности / Н.В. Чичерина // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология).— СПб., 2007.— № 9(47).— С. 159–166.


Ссылки

  1. Критический анализ медиатекста, содержащего сцены насилия, на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма «Груз 200») [1]
  2. Медиатекст: сущнотсные и типологические свойства [2]
  3. Медиатекст как ключевое понятие медиакультуры [3]
  4. Онтология современного медиатекста [4]

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия