Вербальная коммуникация


Рубрика: Типы коммуникаций.
Эта версия утверждена и является самой последней

Вербальная коммуникация – сообщение или передача при помощи слов (языка) некоторого мысленного содержания; словесное общение.

Вербальная коммуникация для человека является основной за счет универсальности этого способа, всеобщая переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык.

История научного использования

Традиции речевой коммуникации практически 2500 лет. Ее источники уходят в науку риторики. Речевой коммуникации впервые начали обучать в школах Древней Греции примерно с 450 г. до н.э. Современные исследования впервые начались в США и в начале ХХ века стремительно разрастались. Сейчас речевая коммуникация изучается во многих университетах по всему миру.

Модель вербальной коммуникации

Модель вербальной коммуникации состоит из следующих компонентов:

  • отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек;
  • получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек;
  • сообщение (текст в устной или письменной форме) – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой коммуникации.

Формы и признаки

Большинство ученых, занимающихся вербальной коммуникацией, выделяют две основных ее формы – устная и письменная речь. Однако некоторые также относят к ним слушание и чтение.

Для каждой формы характерен ряд признаков:

  • условия общения:
    • прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. п.);
    • опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);
  • количество участников:
    • монолог (речь одного человека);
    • диалог (речь двух людей);
    • полилог (речь нескольких человек);
  • цель общения:
    • информирование;
    • убеждение (включая побуждение, объяснение и т. п.);
    • развлечение;
  • характер ситуации:
    • деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т. п.);
    • бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т. д.).

Профессиональные сообщества

ISCA (International Speech Communication Association) – некоммерческая организация, целью которой является продвижение деятельности и взаимообмена во всех областях, относящихся к науке и технологиям речевой коммуникации. Ассоциация ориентирована на организации и людей, заинтересованных в фундаментальном исследовании и технологическом развитии, целью которых выступает описание, объяснение и воспроизведение различных аспектов человеческой коммуникации посредством речи.

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия