Мотив


Статья не относится к какой-либо рубрике.
Эта версия утверждена и является самой последней
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Классификация по видам

По видам выделяют мотивы:

  1. социальные и познавательные (когнитивные),
  2. побудительные и смыслообразующие,
  3. внешние и внутренние,
  4. осознанные и неосознанные,
  5. реальные и мнимые.

Внешние мотивы исходят от педагогов, других лиц, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий, принуждений. Они действуют, но их действие встречает внутреннее сопротивление личности и поэтому не может быть названо гуманным. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом - во внутренних мотивах. Необходимо, чтобы обучаемый сам захотел что-то сделать и сделал это. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения (внешнему нажиму), а мотивам учения (внутренним побудительным силам).

Осознанные мотивы выражаются в умении учащегося рассказать о причинах, побуждающих его к действию, выстроить побуждения по степени значимости.

Неосознанные мотивы лишь ощущаются в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, но в то же время они могут быть сильными.

Реальные мотивы осознаются обучаемыми и их преподавателями.

Мнимые (надуманные, иллюзарные) мотивы могли бы действовать при определённых обстоятельствах.

Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.

Классификация по уровням

  1. широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус);
  2. узкие социальные (или позитивные) мотивы (стремление занять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное

вознаграждение за свой труд);

  1. мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в группе);
  2. широкие познавательные мотивы (проявляются как ориентация на эрудицию,

реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности);

  1. учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
  2. мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний);

Классификация по направленности и содержанию

  1. социальные (социально-ценностные),
  2. познавательные,
  3. профессионально-ценностные,
  4. эстетические,
  5. коммуникационные,
  6. статусно-позитивные,
  7. традиционно-исторические,
  8. утилитарно-практические (меркантильные).

Литература

  1. Мотив и мотивация: восемь основных проблем / Х. Хекхаузен // Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 33-48.)
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 362с.

Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия. - 1999. – 450с.

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия