Реклама — ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информационно образные, экспрессивно субъективные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к определенному выбору или поступку.
Реклама — это оплаченная, неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию.
История развития
Считается, что на начальных этапах формирования культуры сложились определённые наборы коммуникативных приемов, которые можно определить понятием проторекламы. Из этого можно предположить, что реклама и её развитие напрямую связано с развитием человеческого общества.
Стоит отметить, что процесс развития рекламы во многом связан с научно-техническим прогрессом.
- Вывески и знаки
- Зазывалы
- Посредники
1441 г.-Подвижный шрифт
1477 г. - Первая реклама в Англии
1625 г. - Первая реклама в английской газете
1655 г. - Появление термина «Реклама»
1704 г. - Первая газета для рекламы
1841 - Первый агент, предлагавший рекламу
1850 - Первая реклама для оптовиков
1871 - Первое формальное агенство
1875 - Фиксированные комиссионные
1880 - Первый владелец авторских прав
1887 - Первая реклама в журнале
1891 - Первое введение счетов клиентов
1895 - Образная реклама
1904 - Реклама твёрдого предложения. «Реклама — это умение подать товар лицом в печати»
1910 - Реклама «вот почему»
1904-1944 - Выдающийся руководитель рекламного бизнеса
1910 - Сообщения о состоянии атмосферы. Принцип - Мягко преподносимая реклама формирует сообщение по-средством медленного накопления позитивных образов.
1914 - Принят закон о создании Федеральной торговой комиссии
1917 - Сформирована Американская ассоциация рекламы
1920 - Введение исследований психологических аспектов рекламы
1923 - Учреждено Y&R
1926 - Коммерческое радио
1940 - Торговые уловки
1947 - Коммерческое телевидение
1950-е - Идея об «Уникальном торговом предложении».
1960-е - Высокий уровень творческого начала
1970-е - Назад к 1950-м гг.
1980-е - Слияния и творчество
1990-е - Ответственность по счетам, глобальный размах, интегрированные маркетинговые коммуникации и сетевые СМИ индивидуального доступа
Классификация
- По типу спосорства — от имени:
- производителя;
- торговых посредников;
- частных лиц;
- правительства и других общественных институтов.
- В зависисмости от типа целевой аудитории:
- деловая;
- потребительская.
- По критериям сконцентрированности на определённом сегменте аудитории:
- селективная;
- массовая.
- В зависимости от предмета рекламной коммуникации:
- товарная;
- престижная;
- реклама идеи;
- личности;
- территории.
- В зависимости от средств передачи рекламного сообщения:
- печатная;
- реклама в прессе;
- наружная;
- транспортная;
- радиореклама;
- телереклама;
- кинореклама;
- Интернет-реклама.
- В зависимости от размера территории, охватываемой рекламой:
- локальная;
- региональная;
- общенародная;
- общенациональная;
- глобальная.
- По стратегическим маркетинговым целям:
- формирующая спрос;
- стимулирующая сбыт;
- способствующая позиционированию и перепозиционированию товара.
- По определению цели рекламной кампании конкретного товара в связи с его жизненным циклом:
- вводящая;
- утверждающая;
- напоминающая.
- По способу воздействия:
- зрительная;
- слуховая;
- зрительно-обонятельная;
- зрительно-слуховая.
- По направлению воздействия:
- рациональная;
- эмоциональная.
- По характеру воздействия на аудиторию:
- жесткая;
- мягкая.
Функции
Реклама как форма социальной коммуникации обладает некоторыми функциями(на основе исследований Г.Лассуэлла, Ч.Райта и Мак-Квела):
- Информационная, направленная на обозрение окружающего мира.
- Воздействие на общество через обратную связь (корреляция с социальными структурами общества)
- Познавательно=культурологическая
- Развлекательная
- Мобилизующая
Рассматривая процесс воздействия на получателя рекламного обращения, Конецкая В.П. выделяет следующие функции рекламной коммуникации:
- Информационная
- Экспрессивная
- Прагматическая
Задачи
- Аттрактивная, направленная на привлечение внимания
- Доверительно-имиджевая, ориентированная на формирование положительного отношения к фирме, товару или услуге.
- Аргументационно-гарантийная, убеждающая приобрести тот или иной товар,услугу.
Цели
- сформулировать потребность в категории
- способствовать осведомлённости о товаре
- создать у потребителя определённое отношение к товару, чтобы он мог увидеть моральную и экономическую выгоду от приобретения
- помочь принять решение о покупке определённого товара
- содействовать покупке в местах продаж
Черты
- неличный характер
- односторонняя направленность обращения
- неопределённость с точки зрения измерения эффекта рекламы
- общественный характер
- чёткая определённость спонсора
- не претендует на беспристрастность
Воздействие
Реклама поэтапно воздействует на принятие потребительских решений:
- Осведомлённость
- Усвоение информации
- Убеждённость
- Желание
- Действие
Профессиональные сообщества
Российские объединения
- Ассоциация коммуникативных агенств России
- Ассоциация рекламодателей
- Лига Рекламных Агентств
- Совет Ассоциаций Медийной Индустрии (САМИ)
- Международная рекламная ассоциация (IAA). Российское отделение
- АКОС (Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью)
- Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО)
- Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг (РАМУ)
- "РусБренд", "Содружество производителей фирменных торговых марок" в России
Международные объединения
- Международная Рекламная Ассоциация (IAA)
- Европейский альянс по стандартам в рекламе (EASA)
Конкурсы и фестивали
- Самый престижный фестиваль Бренд года Effie - [1]
- Московский международный фестиваль рекламы (ММФМ) - [2]
- фестиваль рекламы "Идея" - [3]
- Московский Молодёжный Фестиваль Социальной Рекламы - [4]
- Фестиваль рекламной пародии "Алюминиевый огурец" - [5]
- Киевский международный фестиваль рекламы - [6]
- Белорусский фестиваль рекламы "Евролиния" - [7]
- Международный фестиваль рекламы "Каннские львы" - [8]
- Ночь пожирателей рекламы - [9]
- Ночь пожирателей рекламы в России - [10]
- Европейский фестиваль рекламы Epica - [11]
- Европейский фестиваль рекламы "Golden Drum" (Золотой барабан) - [12]
- Международный фестиваль Clio Awards - [13]
- Лондонский международный фестиваль рекламы - [14]
Источники
- Головлева Е.Л. Основы рекламы: Учеб.пособие. М., 2003.
- Овчаренко А.М. Основы рекламы: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 495 c. - ISBN 5-7567-0438-8
- Романов А.А. Реклама: между социумом и маркетингом: Монография. М., 2002.
- Полукаров В.Л., Головлева Е.Л., Добренькова Е.В., Ефимова Е.М. Рекламная коммуникация: Учеб. пособие. М., 2002.
- Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Пер. с англ. —СПб.: Издательство "Питер", 1999. — 736 с. — ISBN 5-8046-0153-9
- Фрумкин Г.М. Введение в драматургию рекламы: Учебное пособие. - М.: Академический проект, Альма Матер, 2005. - 96 с.- ISBN 5-8291-0504-7 (Академический проект), ISBN 5-902766-06-0 (Альма Матер)
- Шарков Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс): Учебник. 2-е изд. М.,2004.