Маркетинг — это творческое создание долговременных взаимовыгодных отношений между объектами и субъектами рынка (Александр Хорошилов). Маркетинг — вся деятельность компании, которая ориентирована па рынок (Лолита Boлкoва).
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Появление маркетинга относят к периоду 1923-1933, после Великой Депрессии. По другим источникам, предпосылками маркетинга являлись антимонопольное законодательство и «дикий рынок» (неограниченная конкуренция, монополия, невнимание к потребностям потребителей и т.д.), и уже в 1902 году в университетах началось преподавание маркетинга как науки. По мнению П. Друкера, родиной маркетинга стала Япония, где успешный предприниматель открыл первый универсальный магазин и ориентировался на своих покупателей, удовлетворяя их потребности и закупая только то, в чем они нуждались. Выделяют 4 эры развития маркетинга: эра производства, эра продаж, эра непосредственно маркетинга и эра взаимоотношений. Эра производства (до 1925 года). Основное внимание уделяется производству качественной продукции, не уделяя вниманию ее реализации. Хороший продукт продает себя сам – вот девиз эры производства. Производители считали, что, для того, чтобы обойти конкурентов, достаточно просто производить товары лучшего качества. Эра продаж: больший упор на сбыт производимой продукции. Появление новых категорий товаров повлекло за собой необходимость объяснять потребителю, что это за товары и зачем они нужны. В компаниях появляются специалисты по продажам, но им все еще отдается второстепенная роль. Эра собственно маркетинга начинается после Великой Депрессии, когда потребность потребителей в различных товарах начинает расти. Значимость специалистов по продажам увеличивается. Начинается жесткая конкуренция, и выигрывали те компании, которые учитывали спрос потребителей на ту или иную продукцию. Маркетинг играет ведущую роль в планировании товара, возникает ориентация на рынок. Эра взаимоотношений (Конец 20 века – по сей день). Характерная особенность в стремлении маркетологов установить прочные отношения с потребителями. Главная цель деятельности всех компаний – увеличить продажи и обойти конкурентов.
КЛАССИФИКАЦИЯ
по степени охвата рынка
- дифференцированный маркетинг (компания представлена на нескольких сегментах рынка с различными предложениями товаров)
- недифференцированный маркетинг (компания предлагает один и тот же продукт всему рынку)
- концентрированный маркетинг (усилия компании сосредоточены на продвижение товара для определенной категории потребителей).
по территориальному признаку
- местный (область, город)
- национальный (страна)
- региональный
- глобальный маркетинг.
по направлению маркетинговых усилий
- маркетинг, ориентированный на товар (совершенствование товара, новации, новые технологии)
- маркетинг, ориентированный на потребителя (приоритет – удовлетворение потребностей клиентов, потребителей)
- интегрированный маркетинг, объединяющий оба направления.
В зависимости от воздействия на спрос:
- стимулирующий маркетинг (спрос низкий, необходима стимуляция), развивающий (спрос неявный)
- поддерживающий (усилия компании направлены на поддержание существующего спроса)
- противодействующий (спрос чрезмерен, его необходимо снизить)
- конверсионный маркетинг (спрос отрицательный, нужно изменение отрицательного отношения потребителей к продукту)
- ремаркетинг («оживление» идущего на спад товара)
- синхромаркетинг (поиск способов сглаживания колебаний спроса на «сезонные» или другие товары с нерегулярным спросом)
по сфере охвата
- промышленный маркетинг (продажа товаров и услуг промышленным и институциональным клиентам)
- потребительский маркетинг (стимулирование сбыта)
- инвестиционный маркетинг (формирование производственно - экономических решений в области инвестиций, соответствующих реальным потребностям конечных потребителей и интересам потенциальных инвесторов)
по объекту
- маркетинг услуг
- маркетинг товара
- маркетинг организации
- социальный маркетинг.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Alka-Seltzer После того как в 1960-х годах в рекламе Alka-Seltzer стали бросать в стакан с водой не одну, как раньше, а две таблетки — продажи лекарственного препарата увеличились ровно вдвое. Хитрый рекламный ход придумало агентства Tinker&Partners. Существует аналогичная байка про гениального маркетолога, который первым придумал указать в инструкции по применению шампуня, что его следует наносить на волосы и смывать дважды, что привело к двойному росту продаж. Pepsi Pepsi в России первым прорекламировал Никита Хрущев. В 1959 на Американской Национальной выставке в Москве, в Сокольниках тогдашний вице-президент США Ричард Никсон, умело исполняя роль хозяина, предложил Никите Хрущеву напиток на пробу. Снимок, на котором советский лидер держит в руках стаканчик с логотипом Pepsi, долго не сходил со страниц газет и рекламных журналов. Тот знаменательный момент в истории бренда считается «Днем рождения» Pepsi в России.