Вербальная коммуникация


Рубрика: Типы коммуникаций.
Эта версия #65 статьи является устаревшей.
Вербальная коммуникация – сообщение или передача при помощи слов (языка) некоторого мысленного содержания; словесное общение.

Вербальная коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не ‘процент использования’, а универсальность этого способа для человека, всеобщая переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык.


История развития

Традиции речевой коммуникации практически 2500 лет. Ее источники уходят в науку риторики. Речевой коммуникации впервые начали обучать в школах Древней Греции примерно с 450 г. до н.э. Современные исследования впервые начались в США и в начале ХХ века стремительно разрастались. Сейчас речевая коммуникация изучается во многих университетах по всему миру.


Модель вербальной коммуникации

Модель вербальной коммуникации состоит из следующих компонентов:

  • отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек;
  • получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек;
  • сообщение (текст в устной или письменной форме) – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой коммуникации.


Формы и признаки

Большинство ученых, занимающихся вербальной коммуникацией, выделяют две основных ее формы – устная и письменная речь. Однако некоторые также относят к ним слушание и чтение.

Для каждой формы характерен ряд признаков:

  • условия общения:
    • прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. п.);
    • опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);
  • количество участников:
    • монолог (речь одного человека);
    • диалог (речь двух людей);
    • полилог (речь нескольких человек);
  • цель общения:
    • информирование;
    • убеждение (включая побуждение, объяснение и т. п.);
    • развлечение;
  • характер ситуации:
    • деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т. п.);
    • бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т. д.).


Профессиональные сообщества

  • ISCA (International Speech Communication Association) – некоммерческая организация, целью которой является продвижение деятельности и взаимообмена во всех областях, относящихся к науке и технологиям речевой коммуникации. Ассоциация ориентирована на организации и людей, заинтересованных в фундаментальном исследовании и технологическом развитии, целью которых выступает описание, объяснение и воспроизведение различных аспектов человеческой коммуникации посредством речи.


Источники

  1. Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации. – СПб.: СПбГУТ, 2002. – 62 с.
  2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.
  3. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж, Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с.
  4. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997 – 304 с.
  5. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. — М.: Флинта: Наука, 2003.
  6. About ISCA [1]
  7. History of speech communication [2]
  8. Toribio-Roura E. The public discourse: from the Greek agora to the virtual agora [3]

Ссылки

  1. International Speech Communication Association [4]

Наверх ↑


Открытая рекламная энциклопедия